ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Сравнительный тест усилителей для наушников. Портативные усилители для наушников: развод или must have? Fiio K1 для компьютерных гиков и геймеров


К написанию поста меня подтолкнул опрос , который мы недавно проводили. В шутку сделали вариант ответа «Что такое усилитель для наушников». Неожиданно этот пункт набрал 20% голосов.

Собравшись с мыслями, мы решили немного поговорить на эту тему.

Самый главный вопрос, который возникает – зачем нужен такой усилитель. Ведь почти на любом устройстве, будь то магнитола, плеер, или звуковая карта, есть выход для подключения наушников.


Можно предположить, что усилитель нужен для увеличения громкости звука, но обычно наушники уже выдают достаточно комфортный уровень громкости, даже с приличным запасом. Это означает, что какой-то усилитель уже есть в этих устройствах. Назовем его «встроенным».

Если немного покопаться в интернете, то можно найти много статей о внешних усилителях. Обычно все сводится к тому, что использование внешнего усилителя улучшает качества звука. Напрашивается вывод, что параметры встроенных усилителей оставляют желать лучшего.

Тогда возникает вопрос: «Почему аудио сигнал, проходя через «плохой» усилитель, а далее через «хороший», улучшается. Ведь по логике, если встроенный усилитель добавляет искажения, то внешний должен их только усилить.

Давайте попробуем разобраться в этом.

Если провести обмеры встроенных усилителей на холостом ходу (без нагрузки), то можно убедиться, что в целом параметры встроенных усилителей не плохие. Но картина серьезно меняется, когда к выходу усилителя подключены наушники. Параметры резко ухудшаются. Обычно это происходит из-за плохого согласования низкоомной нагрузки (наушников) и усилителя. Не удивительно, что это приводит к серьезному ухудшению качество звука.

Если используются высокоомные наушники, то ситуация становится чуть лучше. Но в таком случае встроенным усилителям обычно не хватает запаса по напряжению, чтобы получить приемлемую громкость в наушниках.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда к выходу для наушников подключен внешний усилитель для наушников.

Сразу надо отметить, что входное сопротивление внешнего усилителя большое, обычно не менее 20 кОм. Работа на такую высокоомную нагрузку не представляет для встроенного усилителя особых трудностей. Она похожа на работу без нагрузки (достигаются максимально возможные характеристики для данного устройства). В этом случае, внутренний усилитель легко отрабатывает все, что должен без лишних искажений. А всю остальную работу берет на себя специализированный усилитель, который для этого и создан.

Получается, что внешний усилитель помогает раскрыть потенциал аудио устройства и услышать на что действительно способны наушники.

На одном из форумов встречал интересное сравнение, что слушать наушники без внешнего усилителя – все равно, что смотреть телевизор без антенны. Рациональное зерно в этом утверждении действительно есть.

Ну а лично для меня использование усилителя по ощущениям было сродни переходу от встроенной к хорошей звуковой карте. В знакомых композициях появились детали, которых до этого не было слышно. Больше всего меня поразило, что это преображение произошло с обычными недорогими наушниками, которые я использовал уже несколько лет и даже не подозревал, что они могут так играть.

Поэтому если представится возможность, то советую попробовать хороший внешний усилитель для наушников. Уверен, что не разочаруетесь. А если уже был опыт использования таких усилителей, то интересно услышать Ваше мнение в комментариях.

Хотите попробовать сами собрать усилитель для наушников? Тогда у нас есть готовое решение - конструктор усилителя "Гамма". Все статьи посвященные проекту "Гамма" можно найти через навигатор

Заказать конструктор усилителя "Гамма" можно у нас на сайте: АЛ "Философия Звука"


Сообщество для обсуждения конструкторов - "Электронные конструкторы" . Присоединяйтесь.


И снова здравствуйте. Сегодня мы посвятим нашу статью предусилителям для наушников.

Об аудитории

На текущий момент, по отношению к этому классу аппаратуры, контингент покупателей можно разделить на три основные группы:

1. Тех, кто ничего не знает о предусилителях для наушников и соответственно не пользуется ими. Таких большинство.

2. Воинствующие Hi-Fi-щики и Hi-End-щики, которые с пеной у рта доказывают, что «под каждые наушники нужно подбирать свой усилитель», «проводочки должны быть только из золота, толщиной в руку, а вы… да вот вы… вообще ничего не понимаете»! Обычно ведут разговор о кастомных моделях с бешеной стоимостью.

3. Профессионалы. Используют наушники для работы. Вообще не спорят о предусилителях. Подключают наушники либо к микшерному пульту, либо напрямую в звуковую карту. Все довольны.

Предусилители

Давайте выясним, для чего же он вообще нужен и нужен ли. Невозможно рассматривать предусилители для наушников без привязки к самим наушникам, поэтому немного поговорим и о них. С обзором различных моделей и вопросами выбора можно ознакомиться в одной из наших предыдущих статей, сегодня же будут описаны некоторые технические параметры.

И в бытовой, и в профессиональной технике стандартным является линейный уровень сигнала. Для профессиональной аппаратуры они немного другие, но тем не менее в своем классе стандартные. Наушники, являясь по сути малогабаритным громкоговорителем, точно так же, как и полноразмерные модели, нуждаются в усилении этого линейного уровня до необходимых значений, зависящих от мощности излучателя, чувствительности и других параметров. То есть, если вы подключите наушники или акустические колонки к линейному выходу вашей аппаратуры, то звучать они будут очень тихо, иногда настолько тихо, что даже не слышно. Некоторое оборудование имеет уже встроенный предусилитель для наушников, например музыкальные центры, компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны. Вопрос лишь в том, какую мощность (читать «напряжение») они способны отдавать.

Мобильные телефоны могут отдавать 100–200 мВ, многие смартфоны немного больше, Hi-Fi-плееры до 1–2,5 В. Соответственно одни и те же наушники будут звучать на этих устройствах по-разному. И вот тут начинается самое интересное, мы подходим к одному из самых часто задаваемых вопросов.

Какие наушники громче/лучше? 32 Ом или 250 Ом?

Начнем издалека… Предположим, что мы имеем условное устройство воспроизведения, которое отдает нам на выход 1 Вт. Также мы имеем наушники 32 и 250 Ом соответственно. Какие же будут звучать громче?

Нужно понимать, что, когда мы крутим ручку громкости, мы регулируем не мощность, а напряжение, отдаваемое на выход усилителем. Вспоминая закон Ома, отметим, что мощность на выходе равна напряжению, помноженному на силу тока: P=U*I.

Вспомним еще одну формулу: напряжение равно силе тока, умноженной на сопротивление. Соответственно, при равном потреблении тока, нам нужно отдавать на выход разное напряжение, для того чтобы наушники играли «одинаково». Только вот отдавать одинаковый уровень тока у устройства не получится.

Таким образом, при одинаковой мощности, мы, регулируя лишь напряжение на выходе, будем отдавать разную силу тока, которая в свою очередь будет определяться сопротивлением наушников.


Для выбранной пары наушников, обозначив чувствительность в 96 дБ, получим на выходе следующие значения:
Для 32 Ом (при мощности 1мВт) напряжение будет составлять порядка 180 мВ, сила тока – около 6 мА.
Для 250 Ом (1мВт) напряжение – 500 мВ, ток – 2 мА.

Мы видим, что для высокоомных наушников нужны высокое напряжение и маленькая сила тока, а для низкоомных – наоборот.

Что это дает нам в практическом применении?

Вспоминая отдаваемое напряжение большинства мобильной техники, порядка 100–300 мВ, мы понимаем, что наушники с сопротивлением 250 Ом действительно будут тише звучать. Им не хватает отдаваемого напряжения. Не мощности, а именно напряжения, так как ток, потребляемый этими наушниками, на разных устройствах будет одинаковым.

Вот тут мы встречаемся с некоторыми маркетинговыми проблемами. Производители указывают чувствительность по отношению к мощности. Даже при наличии в модельном ряду наушников с разным сопротивлением, чувствительность в их паспортах указывают одинаковую. И мы не можем понять, какие же будут звучать громче на нашей аппаратуре.

При условии маркировки чувствительности относительно напряжения, для обозначенных моделей наушников мы получим примерно 112 и 101 дБ соответственно. И тут сразу становится понятно, что на одном и том же усилителе, при условии того, что он способен отдавать 500–600 мВ, 250-омные наушники будут звучать на 10–11 дБ тише. Помня, что падение звукового давления на 6 дБ соответствует падению громкости примерно в два раза, мы видим, что 250-омные наушники звучат примерно в 3,5 раза тише.

На что же будет влиять сила тока, спросите вы?

Отвечаем!
Есть распространенное мнение, что высокоомные наушники лучше звучат. Если отбросить рассуждения, то в сухом остатке мы получим следующее.

Как видим из предыдущей части статьи, высокоомные наушники потребляют меньше тока, а низкоомные – больше. Связано это как раз с сопротивлением, которое в свою очередь зависит от количества витков провода в катушке. В итоге низкоомные наушники создают почти КЗ на усилителе, что отражается на качестве звучания в худшую сторону. Так как напряжения им хватило, то такие наушники будут звучать громко, но из-за создаваемого КЗ звучание будет искажено. Обычно это выражается в грязи по верхам. С высокоомными наушниками все наоборот: они звучат несколько тише, но зато ощутимо качественнее.

Ко всему прочему, нужно понимать, что количество витков в катушке высокоомных наушников положительно сказывается на линейности АЧХ. Гораздо проще сделать «линейную» характеристику, когда у тебя есть 300 витков, а не 30.

Есть еще один интересный момент, связанный с токовой составляющей. В связи с большим потреблением тока, низкоомные наушники быстрее разряжают портативные устройства, работающие от батарей. Например, при увеличении сопротивления наушников примерно в 2 раза время работы возрастает примерно на 25–30%.

Вернёмся к предусилителям: профессиональное применение

В общем случае предусилитель для наушников является малогабаритным (чаще всего) маломощным усилителем звуковой частоты, если уж совсем правильно, то усилителем низкой частоты. Поможет нам, если мы имеем маломощное устройство или высокоомные наушники.

В силу того, что мы рассматриваем в основном профессиональное/студийное применение оборудования, то поговорим о предусилителях именно с этой точки зрения.

Предусилители для наушников бывают одноканальными и многоканальными. К первым вы подключите только одни наушники, а ко вторым – 4–6 штук.

Если вы работаете в студии, одноканальный предусилитель вряд ли вам понадобится. Чаще всего звуковая карта или пульт позволяет спокойно «раскачать» 250-омные наушники. Также предусилитель часто бывает встроен в мониторные контроллеры. А вот многоканальный предусилитель в студии, особенно при записи коллективов, просто необходим. Он позволяет забрать стереосигнал со звуковой карты либо пульта и без потери громкости, как в случае с пассивными делителями, донести звук до исполнителей, которым он нужен. Соответственно сегодня мы рассмотрим именно эту группу оборудования.

Многоканальные предусилители

Отличным приобретением для бюджетных, домашних студий будут четырехканальные модели от фирм Behringer и ART.

Модель BEHRINGER HA 400 MICROAMP


Компактная модель, позволяющая подключать 4 пары наушников. Кроме регулировки громкости, больше никаких органов управления вы не найдете. В комплекте есть блок питания. Недорогой компактный усилитель.

Еще один компактный предусилитель с аналогичными регулировками. Однако это устройство имеет спаренные выходы на 1/4 и 1/8 TRS-Jack, что может быть удобно, если вы используете помимо студийных бытовые наушники с размером штекера 3,5 мм.

Модель интересна тем, что подключается в «разрыв». Позволяет подключать 4 пары наушников и мониторы. Очень радует наличие кнопки «MONO», для проверки моно-совместимости микса, и кнопки выключения мониторов. Таким образом мы получаем очень упрощенный, но все же мониторный контроллер.


Перейдем к аппаратам покрупнее.

Шестиканальный предусилитель rack-формата. Помимо управления громкостью позволяет выборочно отключать правый либо левый канал, имеет кнопку для проверки моносовместимости. Дополнительно имеет индикаторы уровня, регулятор баланса каналов и разъемы AUX для подключения дополнительных источников. У фирмы ART есть версия PRO этой модели, которая помимо прочего имеет регуляторы верхних и нижних частот.


На фото: BEHRINGER POWERPLAY PRO-8 HA8000

Закончим на восьмиканальной модели от фирмы BEHRINGER. От предыдущей она отличается не только большим количеством каналов, но и возможностью подключения двух источников. Соответственно, вы можете сделать два мониторных микса, а исполнители сами могут выбрать, какой им более удобен.


Сегодня существует большой выбор моделей наушников и предусилителей

Подведем итоги

Предусилители для наушников нужно рассматривать в прямой зависимости от того, какие наушники вы используете. Чаще всего на студиях используются наушники обоих типов – и высокоомные, и низкоомные. Соответственно, нам нужно оборудование, которое позволит подключать оба типа, без видимых различий в звучании.

Также предусилитель будет отличным приобретением для студий, где нужно записывать «живьем» сразу несколько человек либо создать различные мониторные миксы. Предусилитель обеспечит усиление звука без потерь мощности, даже с использованием высокоомных студийных наушников.

Выбирая предусилитель для наушников, исходите из ваших реальных потребностей, основной из которых, конечно же, будет количество каналов.

Берегите ваши уши, громко – не значит хорошо.
Успехов в работе.

Из названия не сложно догадаться, что усилитель для наушников занимается усилением сигнала и позволяет получить на выходе наушников необходимую громкость. Соответственно возникает вопрос, зачем нужны к примеру портативные усилители для телефонов, ноутбуков и плееров, если громкости с последних и так достаточно?

На самом деле устройство, называемое как «усилитель для наушников», выполняет две задачи, обеспечивает необходимую громкость у наушников и передает сигнал без искажений . Вторая функция не менее важна, т.к. при достаточной громкости у современных телефонов и ноутбуков слабым звеном остается качество.

Представьте себе два автомобиля, оба могут разгонятся до 100 км/ч, но один едет уверенно и точно, а другой трясет и постоянно заносит из стороны в сторону из-за неровных колес, неудачной подвески и разбалансированного двигателя. То же самое можно сказать и про усилители, громкость , это лишь один из параметров и несомненно важен, но лишь как первое необходимое условие (может автомобиль ехать с нужной скоростью или нет). Вторым условием является качество звучания и в большинстве случаев именно за качество звучания и назначается стоимость за устройство.

Усилители можно разделить на два основных вида - стационарные и портативные. Стационарные усилители питаются от розетки и в дороге соответственно работать не будут. Портативные усилители имеют автономный блок питания на батарее или батарейках и предназначены для использования в дороге или вдали от каких-либо розеток.

В чем основные особенности портативных усилителей?

Портативные усилители в большинстве случаев компактны. Условно их можно разделить на два типа, одни для наушников-затычек (самые компактные и с выходным напряжением 0.5-2 В) и для полноразмерных наушников (более габаритные с выходным напряжением от 1 В).

Если в телефонах и портативных плеерах в большинстве случаев стремятся к компромиссу между габаритами и временем работы устройства, то в отдельных усилителях больше уделяется внимания именно качеству звука. При разработке телефона большое внимание уделяется минимальному энергопотреблению всех элементов, т.к. это позволяет использовать более компактную батарею и соответственно получить меньшие габариты устройства. В итоге, вместо хороших микросхем или дискретных элементов в тракте усилителя для наушников выбирается максимально экономичная микросхема. Эта экономия, как правило, и выходит боком, а экономичные ШИМ усилители выдают безжизненный и раздражающий звук, приводящий часто к утомляемости от прослушивания. С такого устройства возникает желание сделать звук громче ради лучшей слышимости деталей, но это зачастую плохо помогает и в противовес лишь может снизить слух.

Выходом из такой ситуации становится внешний портативный усилитель, который подключается в гнездо выхода для наушников (или в линейный выход, если такой есть), а наушники соответственно подключаются к портативному усилителю.

Портативные усилители для наушников-затычек, как правило, очень компактны, а усилители для портативных полноразмерных моделей более габаритные. Помимо более высокого качества звучания, портативный усилитель способен продлить и время работы плеера или телефона, т.к. является высокоомной нагрузкой и соответственно потребляет очень мало тока от внешнего устройства, а для усиления сигнала использует уже собственную батарею.

В большинстве случаев, портативные усилители транзисторные, но встречаются и ламповые. Ламповый портативный усилитель, как и стационарный, больше греется и требует более бережного обращения. А также такой тип редок и в бюджетном секторе не был замечен…

Как подобрать портативный усилитель?

Если с позиции характера звучания - это исключительно субъективная сторона вопроса, то с позиции громкости все немного проще. Для начала оцените габариты усилителя, если он маленький, размером существенно меньше сотового телефона, то не стоит ожидать, что он раскачает полноразмерные наушники. Посмотрите его характеристики, если там будет указано выходное напряжение без нагрузки, выходное сопротивление и максимальная выходная мощность к определенному значению сопротивления наушников, то можно сделать расчет его параметров, а далее, зная чувствительность ваших наушников - оценить итоговый уровень громкости. До расчетов, загляните в раздел измерений усилителей, возможно он там уже измерен и тогда достаточно быстро можно сделать расчет через online калькулятор.

Из общих рекомендаций, для внутриканальных наушников выходное напряжение должно быть в пределах 1-2 Вольт, для полноразмерных - до 5 Вольт (при условии, что усилитель выдаст это напряжение без перегрузки на конкретном сопротивлении).

Для более простого понимания округленного расчета, если у наушников чувствительность 125 дБ/В, то от 1 В будет звуковое давление в 125 дБ, от 0.5 В - 119 дБ, а от 2 В - 131 дБ.

C.E.C. HD53R Ver.8.0, Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000, Behringer UB502, Audiotrak Dr.Dac2, Laconic LunchBox Pro, E-MU 1616m PCI, Audiotrak Prodigy7.1, Auzen X-Fi Prelude, Asus Xonar D2 и усилитель на базе AD815

Обычно на вопрос, нужен ли усилитель для наушников ответ зачастую утвердительный. Чего не хватает звуковым картам, и действительно ли усилитель всегда необходим? В этом сравнительном тестировании попробуем выяснить, насколько необходимы отдельные усилители при наличии звуковых карт. В тестировании приняли участие отдельные усилители разных типов — от транзисторного до лампового.

Краткое описание и субъективные впечатления от эксплуатации усилителей

C.E.C. HD53R Ver.8.0

  • Выходная мощность: наушники 1 Вт (6,5 В, 150 мА)
  • Выходная мощность: акустика 2 × 10 Вт (4 Ом)
  • Входы: балансные XLR, небалансные RCA
  • Выходы: наушники — 2 × Джек 6,3 мм; 2 x Джек 3,5 мм
  • Выходы: акустика нажимные клеммы
  • Размеры: 218 мм × 258 мм × 57 мм
  • Вес: 2,6 кг

Усилитель относится к категории "дорогих усилителей для наушников" т.е. Hi-End классу с точки зрения стоимости, имеет два независимых выхода, которые различаются количеством выходных транзисторов и работают в классе A. Согласно полученным замерам выходная мощность одинакова. Выход 1 работает только на усиление наушников, а Выход 2 как на усиление наушников, так и на АС.

По габаритам — это самый большой усилитель в тесте. Усилитель интересен еще тем, что имеет как обычные RCA входы, так и балансные XLR. Дополнительно есть выход на АС. Отдельно хочется сказать о клеммах для АС, клеммы используют пружинный механизм и очень удобны в эксплуатации против винтовых клемм. Подключение проводов происходит быстро и удобно.

Несмотря на высокую стоимость и Hi-End класс, по качеству работы возникают вопросы. Во первых вход слишком высокочувствителен, и если для RCA входов это еще можно понять, то при подключении к балансным XLR необходимо понижать громкость на выходе звукового интерфейса. К примеру у E-MU1616m при подключении к балансному входу пришлось переключить выходной сигнал на бытовой уровень и дополнительно понизить еще на 15 дБ. В противном случае уже при невысоком усилении возникали искажения на выходе усилителя.


Зависимость искажений при изменении входного уровня при выходном уровне 0,1 В

Вторая особенность, наиболее лучшие характеристики усилитель показывает только при выкручивании ручек громкости в максимум и регулировкой общей громкости непосредственно в звуковом интерфейсе. Это выражается в росте теретьей гармоники и не является критичным. Но помимо этого максимальная неискаженная выходная мощность так же возможна только при низком входном сигнале и выкрученными ручками громкости на максимум. К примеру, для нагрузки 50 Ом разница максимальной неискаженной мощности составила 58 мВт против 135 мВт. Если ростом третьей гармоники можно пренебречь, то потеря мощности для кого-то может стать критичной.

Еще из придирок — во время регулировки громкости наблюдается шорох, что часто наблюдается при использовании переменных резисторов среднего класса. Так, например в Laconic Lunch Box Pro используется переменный резистор от ALPS, специально, чтоб не было таких проблем. У производителя есть упоминание, что это нормальное для усилителя явление и дело в не резисторе. Регулировка громкости делается через ОС, и для исключения шороха усилитель необходимо подключать в розетку с заземлением. В тестовой лаборатории использовалось зануление и проблему шороха не решило. Это следует учесть тем, кто живет не в новостройках.


Зависимость искажений от нагрузки в 3,9 и 7,8 Ом для выхода на АС для 0,1 В

При подключении к АС усилитель работает довольно странно с высоким уровнем искажений. В спектре наблюдаются гармоники довольно высоких амплитуд, для третьей гармоники уровень составляет -30дБ, для гармоник высших порядков уровни от -60 до -80 дБ.

Возникло подозрение, что усилитель просто переключает выход на наушники на клеммы для АС, но замеры показали что на аналогичной нагрузке выход на наушники дает немного лучше результат. Возможно усилитель попался бракованным или это недоработка именно 8-ой версии. Владелец предоставленного C.E.C. попробовал прояснить ситуацию через тех. поддержку производителя по телефону, и получил ответ, что раз усилитель подключен к звуковой карте (то бишь к сомнительному с точки зрения качества источнику по аудиофильским меркам) то усилитель по определению хорошо работать не должен. Усилитель должен замечательно работать при подключении к стационарному Hi-End плееру. Владелец C.E.C. подключал усилитель к бытовым картам топ класса Auzen X-Fi Prelude и Asus Xonar D2. В тестовой лаборатории усилитель подключался к E-MU1616m и Dr.Dac2, устройствам, которые одни из лучших в своем классе и не имеют никаких специфичных проблем.

Независимо от того, какие были подключены АС, искажения у CEC прослушивались практически на любом материале и на любой громкости. Что любопытно, независимо от того, к какому входу было подключение у C.E.C. HD53R Ver.8.0 — к бытовому и балансному, требовалось значительное понижение сигнала с E-MU1616m, иначе один канал начинал шипеть, а после отключался. Лишь уменьшение уровня на 15~20 дБ возвращало работоспособность. Однако искажения никуда не пропадали. В режиме же работы усилителя как для наушников — таких проблем не было. Уровень выходной мощности для АС более чем скромный, и фактически выход на АС является неработоспособным. Для тех, кто подумывает о покупке C.E.C. HD53R Ver.8.0 и планирует подключать к нему какие-нибудь АС, стоит заранее договорится о money-back или о прослушивании при покупке. В качестве музыкального материала хорошо подойдут записи клавишных инструментов. В данном случае искажения прослушиваются наиболее явно.

Хочется отметить, что такая работа усилителя с большей вероятностью именно брак, т.к. по отзывам у других владельцев нареканий к выходу на АС претензий не было. Как совет, всегда все проверяйте, не надейтесь на то, что если покупаете дорогую вещь, то она будет на 100% адекватно работать.


График мощности C.E.C. HD53R Ver.8.0

Выходы для наушников дают более адекватные результаты, единственное замечание — это необходимость регулировать громкость до усилителя для получения максимальной выходной мощности.

Уровень мощности определялся только до момента роста гармоник высоких порядков. Выходная мощность довольно высокая, недостатка усиления даже с низкочувствительными наушниками не будет. В целом, можно считать, паспортные данные для выходного 1 Вт подтверждаются, полученная неискаженная мощность для 100 Ом порядка 0.9 Вт, и возможно при измерениях на большем количестве нагрузок получились бы и большие цифры.


Уровень искажений при 1 В на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

При выходном уровне в 1 В можно наблюдать лишь гармоники низших порядков, вторую, третью и пятую. Зависимость от нагрузки выражается в основном лишь на третьей гармонике. На высоких частотах видны лишние гармоники, однако это просто наводки. При увеличении громкости искажения нарастают плавно. Спектр говорит от о высоком качестве сигнала.


Уровни искажений при максимальных мощностях для нагрузок 33, 50, 100 и 300 Ом

В звучании стоит отметить высокий уровень качества, как с высокоомными, так и низкоомными наушниками и более чем достаточный запас по мощности.

Однако, учитывая стоимость усилителя, нельзя не отметить и недостатки, с которыми могут столкнуться пользователи. Тесты показали, что для полного счастья регулировать уровень сигнала надо до усилителя, т.к. если делать регулировку в микшере звуковой карты, то есть вероятность потерять качество сигнала, от просто снижения параметра сигнал/шум, до потери битности сигнала в зависимости от реализации регулировки громкости. Соответственно идеально использовать дополнительно предварительный усилитель с аналоговой регулировкой громкости (что оставит лишь проблему сигнал/шум). По большому счету придирка больше идеологическая, многие не заметят разницы изменения качества звука от положения ручки громкости, однако поклонникам концепции Hi-End это знание радости не принесет:).Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000

Заявленные технические характеристики

  • Выходы: 2 канала на динамики, винтовые клеммы, 1 стерео канал на наушники, мини джек
  • Вход: RCA × 2
  • Цифровой усилитель YAMAHA YDA138(D-3)
  • Выходная мощность: 10 Вт × 2
  • Макс. эффективность: 88%
  • Сигнал/шум: 103 дБ
  • Усилитель для наушников: 50 мВт / 95 дБ
  • Питание: 12 В (4-конт. с ПК) или БП
  • Размеры: 152 × 113 × 41 мм
  • Вес: 480 г

Усилитель относится к бюджетной серии, выполнен на цифровом усилителе от Yamaha YDA138-E. Цифровые усилители используются преимущественно в малогабаритных усилителях, за счет относительно низкого тепловыделения. Минусом цифровых усилителей является субъективно невысокое качество звучания бюджетных моделей.

Усилитель может работать как с наушниками, так и внешними АС. Для наушников усилитель работает в классе AB. Передняя панель сменная, в комплекте поставляется дополнительная с альтернативной расцветкой. Из придирок к усилителю — усилитель рассчитан только на миниджек и разъем сделан в небольшом углублении так, что не всякий переходник можно воткнуть до конца.


График мощности Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000

Уровень выходной мощности скромный, для высокоомных наушников выходное напряжение не превышает 1 В. Большинство звуковых карт даже с высоким выходным сопротивлением дают значения не ниже. С низкоомными наушниками мощность так же невелика.


В спектре можно наблюдать гармоники высших порядков, которые хоть и не высокой амплитуды, но тем не менее уже различимых на слух.

Сделать измерения выхода на АС не удалось, из-за особенности безфильтрового выхода наблюдался довольно сильный широкополосный шум, без нагрузки вольтметр показал 3.9 В rms, с нагрузкой 8 Ом шум снизился до 0,7 В. В такой плотности шума сделать точный замер хотя бы 1 В rms затруднительно. К счастью, при подключении к различным АС этот шум не слышен. Зато явно ощущается нехватка выходной мощности.

Различия в звучании оказались настолько явными, что DBT тест смог бы пройти даже "не в меру внушаемый аудиофил". Scythe на тихой громкости столь сильных искажений не выдает, однако запаса по выходной мощности у усилителя довольно мало. Основное различие между Scythe и LM3886 на громкости, где у Scythe нет больших искажений, можно отметить явные различия в панораме — общее звучание более объемно, и при этом все источники размыты, нет четкой локализации, в отличии от LM3886. Второе отличие — более акцентированы высокие частоты. К слову — аналогичные проблемы с локализацией прослушивались и у C.E.C. HD53R Ver.8.0. Это лишний раз показывает, что все параметры взаимосвязаны — если у усилителя много искажений, то пострадают и другие параметры. В целом интересно то, что искажения могут хорошо маскироваться на попсовой или электронной музыке, но в прямом сравнении с качественным усилителем ощущается изменения в панораме. По этой причине при выборе усилителя лучше не использовать такие жанры, можно легко не расслышать искажений и выбрать более объемно звучащий усилитель, который потом сильно разочарует.

Смысла брать такие усилители взамен активной акустики нет. У активной акустики зачастую гораздо мощнее и качественнее усилители. К слову, у "современных" Microlab Solo 6 штатный усилитель сможет поспорить даже с Hi-Fi усилителями средней мощности, а C.E.C. HD53R Ver.8.0 и Scythe KamaBay Amplifier SDA-1000 отстают как по качеству, так и по мощности. Максимум, на что хватит SDA-1000 — это тихое прослушивание музыки ночью, или на тихое фоновое звучание в офисе.

Фактически устройство больше похоже на моддерский девайс, где основной плюс — это удобство использования, эффектный внешний вид и зачастую избыточная функциональность. Впрочем, стоит не забывать и о скромной стоимости устройства.Behringer UB502

Заявленные технические характеристики

  • 5 симметричных линейных входов
  • Операционные усилители 4580
  • Основные выходы и выходы для наушников и стереомагнитофона
  • Магнитофонные входы, назначаемые на основной выход или наушники
  • Внешний импульсный блок питания

Микшер бюджетный, из преимуществ перед специализированными усилителями для наушников — может работать как дополнительный коммутационный блок между наушниками и внешними активными колонками с удобной регулировкой уровней громкости.


График мощности Behringer UB502

Максимальная выходная мощность около 150 мВт для 300 Ом. На низкоомной нагрузке искажения растут плавно.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

Спектр искажений благоприятным назвать нельзя, т.к. есть гармоники высоких порядков. Однако при этом их уровень невысок, не выше 100 дБ, с преобладанием четных гармоник.

Звучание находится на хорошем уровне с достаточным запасом по громкости. Для своей цены качество на уровне. Audiotrak Dr.Dac2

Dr.Dac2 и представляет собой универсальное устройство, которое может работать как звуковой интерфейс (через USB), внешний ЦАП, предварительный усилитель для усилителя мощности и как усилитель для наушников.

Размеры устройства — самые скромные из участников. Усилитель отлично работает как низкоомной, так и высокоомной нагрузкой.


График мощности Audiotrak Dr.Dac2

Выхода на наушники два, различаются разной максимальной выходной мощностью. По качеству звучания различия не удалось обнаружить, ни субъективно, ни в объективных тестах. Уровень выходной мощности высокий, проблем не будет даже с низкоомными низкочувствительными наушниками.


Уровень искажений при 1 В на нагрузках 16, 50, и 300 Ом

Согласно замерам искажения мало зависят от нагрузки, лишь ниже 33 Ом можно наблюдать небольшой рост второй и третьей гармоники, а так же появления седьмой, девятой и одиннадцатой незначительных амплитуд. Гармоники высших порядков отсутствуют, это отличный результат, т.к. выше 1 В обычно требуется лишь малочувствительным наушникам. И при этом даже на более высокой выходной мощности искажения умеренные.

Качество звучания находится на очень высоком уровне. Dr.Dac2 показал одни из самых лучших результатов в данном тестировании.Laconic LunchBox Pro

Заявленные технические характеристики

  • Диапазон рабочих частот 10–100000 Гц
  • Коэф. усиления 16
  • Динамический диапазон (при нагрузке 250 Ом) не менее 100 дБ
  • Коэффииент гармоник менее 0,1%
  • Ном.входное сопротивление 0,25~2 В
  • Габариты 160×65×130 мм
  • Вес 1,3 кг

Ламповый усилитель, Pro версия означает использование отобранных ламп по их техническим параметрам. С учетом использования в ламповых усилителях ламп давнего выпуска, лишь небольшая часть сохранила свои паспортные характеристики в норме и именно эти лампы попадают в Pro версию.

Среди ламповых усилителей размеры достаточно компактные, во время работы корпус усилителя нагревается немного больше, чем остальные остальные участники, и не является критичным для эксплуатации.

Усилитель имеет два режима работы — с высокоомной нагрузкой и низкоомной.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50 и 100 Ом для низкоимпедансного режима

С низкоомной нагрузкой выходная мощность невысокая, этот режим является всего лишь дополнительным. Уровень искажений вполне нормальный для лампового усилителя, но при этом уровень мощности на выходе мал. При дальнейшем повышении громкости начинается рост гармоник высоких порядков. Со слов производителя этот режим сделан лишь для универсальности.


Уровни искажений для нагрузки 300 Ом

На высокоомном выходе характер гармоник тот же, но меньшего уровня. На спектре показан как максимальный уровень до роста гармоник высоких порядков, так и уровень, который максимален для комфортного прослушивания HD650 (зеленый спектр). Как видно, уровень гармоник невысок, в спектре видны только вторая гармоника с уровнем -66 дБ, третья с уровнем 78 дБ и четвертая с уровнем -102 дБ. Гармоники низших порядков хорошо маскируются основным тоном и незаметны на слух.


График мощности Laconic LunchBox Pro

Есть мнение, что у ламповый усилитель должен давать теплое и мягкое звучание, а перегрузка незаметна или даже дает "приятные искажения". Ничего этого нет в Laconic Lunch Box Pro, по крайней мере в столь больших масштабах. При прослушивании Laconic в режиме неискаженной громкости отличить его от "транзисторных собратьев" совсем не просто. А когда дело доходит то перегрузки, то слышен аналогичный хрип, лишь с несколько меньшей резкостью. Ничего "приятного" во время перегрузки заметить не удалось.

В целом напрашивается вывод, что принципиальная разница в звучании между лампой и транзистором при грамотной реализации больше из области самовнушения, престижа или религиозных убеждений.

Дополнительно хочется отметить, что Laconic не перегружается от высокого сигнала на входе, к нему можно спокойно подключать профессиональные звуковые карты через обычные переходники без понижения сигнала до -10dBV. Для аудиофилов с высокоомными наушниками этот усилитель обязательно придется по душе. Довольно часто при использовании высококачественной профессиональной карты есть нарекания на излишнюю детализацию и резкость звучания. Как правило после прочтения форумов, где участниками пропагандируется что карты вроде E-MU1212m дают сухое, резкое и мониторное звучание, многие не знают, каким чудом с одной стороны оставить проф.карту, а с другой получить мягкое и живое звучание. Если Вы стали жертвой такого самообмана, то глядя на мягкое свечение ламп звук обретет нужную живость и теплоту:).E-MU 1616m PCI

Для бытового использования карта является довольно дорогостоящей по сравнению с внутренними решениями других производителей вроде Asus Xonar, Auzen X-Fi Prelude или X-Fi Elite Pro. Ее отличия от E-MU1212m PCI — это использование вместо внутренней дополнительной карты 0202, внешнего блока Microdock "m" с большим количеством каналов, микрофонными входами и выходом для наушников. Специфика интерфейса как профессионального, выражается в очень неудобной панели управления для домашнего использования. И разумеется в блоке много "лишнего", в виде многоканальных ADAT входов/выходов, микрофонных входов с фантомным питанием 48 В. Если рассматривать разницу между E-MU1212m PCI и 1616m PCI только в добавлении усилителя для наушников, то стоимость Мicrodock как усилителя получается равной $300.


График мощности E-MU 1616m PCI

Уровень выходной мощности средний, на низкоомной нагрузке при увеличении выходной мощности искажения растут плавно.

На нагрузке с малым сопротивлением есть рост искажений, но нет явной перегрузки (которая соответствует хрипящему звучанию). Мощность как видно довольно низкая. Т.е. с низкоомными и низкочувствительными наушниками явного хрипа может и быть, но вот качество будет невысокое.

На нагрузке от 100 до 300 Ом видно что, ручка громкости еще не дошла до максимума, а усилитель уже ушел в перегрузку. Но справедливости ради, на высокоомной нагрузке мощность вполне приемлемая для большинства наушников. Выше 300 Ом уже перегрузка усилителя невозможна.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

К выходу практически нет нареканий, качество отличное. Единственное, только для низкоомных наушников с низкой чувствительностью может не хватить громкости и качества.

Основное заблуждение аудиофилов в том, что считается, что в наушниках многие музыканты делают музыку и соответственно качество усилителя для наушников обязано быть отличным. На деле в наушниках лишь делают черновую работу. По этой причине производители зачастую делают выход на наушники "чтоб был", а E-MU1616m тот случай, когда усилитель для наушников среди подобных карт один из лучших. У владельцев высокоомных наушников никаких нареканий к качеству усилителя не возникнет.Audiotrak Prodigy7.1

В качестве буфера на наушники используются RC4580.


График мощности Asus Xonar D2

В целом, уровень выходной мощности скромный.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

Из-за низкого выходного сигнала (и соответственно невысокого соотношения сигнал/шум) нельзя рассмотреть гармоники. Можно лишь сказать, что если они и есть, то весьма незначительного уровня на всех нагрузках.

В непосредственном сравнении с Auzen X-Fi Prelude качество выхода на наушники немного ниже, так же немного ниже и выходная мощность, при равной громкости в HD650 у Auzen регулятор уровня установлен на 92%. В сравнении с E-MU1616m можно отметить существенную разницу в выходной мощности, для HD650 это -12 дБ, для Fostex T50RP — 18 дБ. Усилитель на базе AD815

В тесте дополнительно принял участие самодельный образец на ОУ AD815.

Внешний вид усилителя не претендует на какие-то изыски, т.к. усилитель делался просто для себя. Питание организовано от собственного аккумулятора.

Ориентировочно стоимость такого усилителя, сделанного своими силами не превышает $100.


График мощности усилителя на базе AD815

Усилитель развивает мощность выше средней, до 272 мВт на 33 Ом.


Уровни искажений для максимальной мощности на нагрузках 33, 50, 100 и 300 Ом

Характер искажений не меняется при снижении мощности, так же доминируют четные гармоники. Четные гармоники лучше маскируются на слух и их наличие не так критично, как например нечетных у Prodigy7.1. В целом характер искажений благоприятный.

Субъективно качество звучания на высоком уровне через HD650. C изодинамическими наушниками Fostex T50RP усилитель не смог работать и при их подключении самовозбуждался. C другими низкоомными динамическими наушниками проблем не было.

Дополнительно

В сравнительном тестировании описаны модели, которые были одновременно у автора. Включение моделей, которые были до или после тестирования не были включены в описание, но можно дополнительно ознакомится с результами E-MU 1616m vs Prodigy HD2 Gold vs X-Fi XtremeMusic.

Субъективно при прямом сравнении в наушниках Fostex T50RP (изодинамические наушники, 50 Ом) X-Fi XM отстает от Prodigy HD2 Gold и E-MU 1616m как на тестовых треках с простыми тестовыми сигналами, так и со сложными. Это вполне можно связать с объективными измерениями в виде спектров THD и Мультитона. Prodigy HD2 Gold превосходит по уровню громкости X-Fi XM и E-MU 1616m, но при этом нельзя казать, что у X-Fi и E-MU 1616m запаса по мощности нет. При этом с другими наушниками запаса по мощности может и не хватить. Субъективно разница звучания между Prodigy HD2 Gold и E-MU 1616m в нюансах, за E-MU1616m можно отметить чуть более разборчивую передачу реверберации, однако различие незначительное.

Итоги

По итогам можно отметить, что звуковые карты без опций отдельного усилителя для наушников могут обеспечить высокое качество, но при весьма скромной мощности. Prodigy7.1 со встроенным усилителем решает проблему низкой выходной мощности, но не решает проблему максимального качества. E-MU1616m обладает хорошим усилителем для наушников, но без особых чудес, не самые низкие искажения на низкоомной нагрузке и мощности может хватить не всем наушникам.

Среди отдельных усилителей лидирующее место хочется отдать Dr.Dac2, как усилителю, отлично справляющийся как с низкоомной, так и высокоомной нагрузкой. C.E.C. мог бы оспорить это место, но ряд странностей на грани брака и высокой стоимости ставит под сомнение оправданность такой покупки. Возможно в других партиях замеченных проблем нет, и высокую стоимость сможет оправдать дополнительный выход на АС, но как просто усилитель для наушников аппарат получается дороговатым. Laconic LunchBox Pro уверенно выдержал тесты, и находится на уровне с Dr.Dac2, но только по отношению к высоокоомной нагрузке. Самодельный усилитель мог бы оспорить лидирующее место с Dr.Dac2, но подкачала несовместимость с изодинамическими наушниками. Бюджетный микшер UB502 дает в целом хорошее качество и высокую мощность, а вот KamaBay достается последнее место, с точки зрения как усилителя для наушников, т.к. нет ни выдающегося качества звучания по сравнению с отдельными усилителями, ни особой мощности, по сравнению со звуковыми картами. Но все же это и самый дешевый участник в тесте, главное достоинства которого, внешний вид, и дополнительный маломощный выход на АС.

Наверняка почти каждый из нас знает или хотя бы слышал про аудио усилители. Однако когда речь заходит о таких устройствах, как «усилитель для наушников», то многие теряются. Давайте попробуем вместе разобраться, что же это за специфические усилители.

Самый главный вопрос, который возникает – зачем нужен такой усилитель. Ведь почти на любом устройстве, будь то магнитола, плеер, или звуковая карта, есть выход для подключения наушников.

Если немного покопаться в интернете, то можно найти много статей о внешних усилителях. Обычно все сводится к тому, что использование внешнего усилителя улучшает качества звука.

Напрашивается вывод, что параметры встроенных усилителей оставляют желать лучшего.

Тогда возникает вопрос: «Почему аудио сигнал, проходя через «плохой» усилитель, а далее через «хороший», улучшается. Ведь по логике, если встроенный усилитель добавляет искажения, то внешний должен их только усилить.

Самый главный вопрос, который возникает – зачем нужен усилитель для наушников.

Давайте разбираться в этом.

Если провести обмеры встроенных усилителей на холостом ходу (без нагрузки), то можно убедиться, что в целом параметры встроенных усилителей не плохие. Но картина серьезно меняется, когда к выходу усилителя подключены наушники. Параметры резко ухудшаются. Обычно это происходит из-за плохого согласования низкоомной нагрузки (наушников) и усилителя.

Не удивительно, что это приводит к серьезному ухудшению качество звука.

Если используются высокоомные наушники, то ситуация становится чуть лучше. Но в таком случае встроенным усилителям обычно не хватает запаса по напряжению, чтобы получить приемлемую громкость в наушниках.




Теперь рассмотрим ситуацию, когда к выходу для наушников подключен внешний усилитель для наушников. Сразу надо отметить, что входное сопротивление внешнего усилителя большое, обычно не менее 20 кОм. Работа на такую высокоомную нагрузку не представляет для встроенного усилителя особых трудностей.

Она похожа на работу без нагрузки (достигаются максимально возможные характеристики для данного устройства). В этом случае, внутренний усилитель легко отрабатывает все, что должен без лишних искажений. А всю остальную работу берет на себя специализированный усилитель, который для этого и создан.




На одном из форумов встречал интересное сравнение, что слушать наушники без внешнего усилителя – все равно, что смотреть телевизор без антенны. Рациональное зерно в этом утверждении действительно есть.

Ну а лично для меня использование усилителя по ощущениям было сродни переходу от встроенной к хорошей звуковой карте. В знакомых композициях появились детали, которых до этого не было слышно. Больше всего меня поразило, что это преображение произошло с обычными недорогими наушниками, которые я использовал уже несколько лет и даже не подозревал, что они могут так играть.

Получается, что внешний усилитель помогает раскрыть потенциал аудио устройства и услышать на что действительно способны наушники.

Поэтому если представится возможность, то советую попробовать хороший внешний усилитель для наушников.

Уверен, что не разочаруетесь.

До скорых встреч.
Денис Вершинин